темы сайта: правозащита, законотворчество, власть, политика, экономика,
самосознание и самоуправление, творчество, образование |
|||||
|
Учитель и ученик |
||||
Автор: Маленков С.К. Код невидим.
рамблер1х1-822857-Top100 для nik-kozlov.narod.ru |
Медаль Идея новинки \ предтеча
– супер-класс \ Несправедливость наград \ Николай 1 |
Смена языка Change language |
|||
Мою первую (да и последнюю) медаль я получил
не от правительства, а от учителя физики Новомосковской школы № 9 - Николая
Фёдоровича Козлова. Нет, он их не ковал и не рисовал. Но без него её бы и
не было. Медаль была от ВДНХ (Выставки
достижений народного хозяйства[3]), куда в
павильон молодёжного творчества[4] попал один из
экспонатов нашей школы на Тульской областной выставке молодёжного творчества[5]. Сейчас мало кто остановился бы перед
странной парой – пылесос с… паяльником[6]. Да, таким и был
этот экспонат-прибор. |
|||||
пылесос "Чайка-3" моего тестя Голованова Алексея Яковлевича |
Сделали мы своими руками только часть,
похожую на паяльник, потому что она была переделкой паяльника. Пылесос
был обычным, любым с подключением шланга к отверстию с выдуваемым (а не
всасываемым) воздухом. Тогда это был похожий на снаряд цилиндр с названием,
кажется, "Чайка". Распространённый бытовой пылесос. Но он большой,
и первым привлекал внимание. А вот мелочь… Кто внимательно на выставках
приглядывается к каждой мелочи, да ещё и малопонятной без объяснений? Паяльник-то с виду тоже выглядел почти
обыкновенно… Что "жало" чудаковато, что-то шнур не такой… Ну и
что?… А вот что: Из паяльника совсем удалялось
металлическое "жало", |
||||
вместо него вставлялась металлическая трубка. В ручке делался канал для подачи
воздуха через жало-трубку. Приделывался к ручке штуцер, к нему подсоединялся
шланг от пылесоса. Впрочем, гнать воздух было всё равно чем, но это было
проще, понятнее, нагляднее, доступнее. Проходящий через спираль паяльника
воздух – становился горячим, а использовался - для плавки и сварки
пластмасс. (новое свойство от изменения конструкции) Впрочем, годился и для обжига
изоляции кабелей, снятия (обжигом) старой краски, прогрева
деталей перед облудой, и т.п. Теперь это применяют в специальных фенах. А
мы показали – первый, применив его на практике для оборудования
школьного кабинета физики и электротехники. Для электропитания провод был нужен, но раз его место по
центру ручки паяльника заняли шлангом для воздуха, то оставалось либо провод
вывести чуть сбоку (и, как вариант, - крепить к шлангу, чтоб не мотался[7] при работе и
не мешал), либо провести через шланг и герметично[8] вывести из
него у штуцера крепления шланга к пылесосу. Была у меня идея подключать этот
электроподвод через электропитание пылесоса, но по мнению
"выставочников" (которое наш физик знал) - переделка двух бытовых
приборов вместо одного ухудшала показатели идеи и её воплощения. |
|||||
Идея прибора, как и идея
объединённого кабинета электротехники и физики, тоже была от самого физика
Н.Ф. Козлова. Но как он в нас зажигал азарт воплотить эти идеи! Ну, кто бы дома стал ломать свой
паяльник? А квартирный электросчётчик? А ведь мальчишки часто ломают свои
игрушки, чтобы посмотреть, - что внутри? И таких "игрушек" физик
Козлов натащил[9] в свой кабинет физики –
горы. Это были списанные приборы из разных
предприятий. Но их разрешалось разбирать, смотреть и… собирать для оставления
удовольствия другим. Так из дозволения в возможности (по
времени) всё разбирать и смотреть - родился "лабораторный практикум[10]" по электротехнике.
А для этого были сделаны на столах – пластмассовые приборные стойки-щитки, в
пазы которого, как стёкла в книжных полках, вставлялись "стандартные"[11] панельки,
на которых заранее крепились разные приборы, хранимые в кассетах-ящиках
лабораторного шкафа учительской кладовки при физкабинете. Чего там только не было! И ведь минуток урока, когда с этими
приборами "играет" только сам учитель, - мало. Самим хочется их повертеть,
и – вдоволь! И эта возможность была дана[12]. Но надо было её заработать. Ведь это не
обязанность учителя. 2-3 раза в неделю после уроков в
кабинете физики и в учительской "подсобке" мы долбили и сверлили
стены. И… сами убирали сотворённую нами пыль и грязь… Многие (но не я) до
этого дома не убирали, всё делала мама. Зато появились на окнах тёмные шторы,
закрываемые электромотором от кнопки с учительского стола (пульта). К ним добавился управляемый проектор
для показа учебных фильмов. Появился экран, надвигаемый
электрокомандой на классную доску. Появилась и "доска" в виде
непрерывной линолеумной ленты. Написал, - подвинул, пиши дальше.
Можешь вернуться к написанному… Стирать с вращающейся ленты-"доски"
кидались наперебой сразу двое дежурных учеников. Это был первый этап рождения
кабинета физики. Мы не знали,
что в бюджете школы денег на такие работы не было. Нам пока не интересно
было, сколько это стоит, и кто за это платит? С родителей никто не просил ни
рубля. И даже опытные родители не спросили, откуда в школе деньги на чудеса?
Даже в период публичного интернета 21 века я не вижу на сайтах школ их
бюджетов. А в советского время на такой интерес отвечали только старшим чиновникам
и профильным инспекторам. После кратких
восторгов пошла его переделка под функции
совмещения с кабинетом электротехники. С пульта учителя на пульты наших (!)
учебных столов подавалось различное требуемое "электропитание", там
же были приборы контроля и аварийного обесточивания. |
|||||
И странно, что за такой супер-класс
наград не было, т.к. считали, что он "набран из известного". И странно, что по этой логике из
известного можно было бы так много хорошего сделать! А не сделали! Не по той
ли же причине? Однако, за такой класс могли и
наказать, т.к. он был "отсебятиной", не предусмотренной ни
планами, ни инструкциями использования и безопасности. Наградить
первопроходца – опасно для награждающего. Ведь он обязан был это пресекать,
блюсти порядок инструкций! Мы были первыми, как космонавты, у которых тоже не
было никаких инструкций. МЫ, разношёрстный компот их хорошистов и хулиганов, -
были основой новаторского внедрения. Ушёл из школы всего лишь один класс, и –
всё заглохло, развалилось… Но об этом – потом… А за наш "воздухо-паяьник"
дали медаль, но заявки на изобретение или свидетельства на рацпредложение
всё
равно не дали… Гадко, что на детей их не оформляют, называя их равноправными с рождения
всем гражданам страны!… Надо бы взрослым не бросаться словами, быть за каждое
слово в ответе… Странно было многое тогда. Призовое достижение
не только детей, не регистрировали ни в каких книгах и архивах.
Показали, наградили, и – всё… Попробуй сейчас ознакомиться с теми
достижениями и авторами!… Тю-тю, нет их!… Уничтожению и существовавших архивов помогли мошенники
"перестройки"[13]. Весть о награде, взбудоражила школу и
городское начальство. В актовом зале школы собрались "от мала до
велика". Вручили медали только троим: мне и моим друзьям Авдохину Володе
и Абрамину Жене. Вы знаете, наверное, из повести "Уникум,
мечтавший о безработице", мы и сидели
вместе. Они – на первой парте перед учителем, я – на второй. Переделанный паяльник и не мог делать
весь класс. Это же пустяк по сравнению с монтажом движущихся штор или доски!
Пошути кто тогда о награде за такую переделку – смеялась бы вся школа! Правда, без этого инструмента не спаяли
бы новые столы и пультовые щиты на них. В заводских производствах был
какой-то иной инструмент, который нам даже на рисунках не показывали… Я им много варил, варили и другие,
списков участников рукоделья не вели… Зачем? Наград не ждали, в трудах не
мерялись. Гордились общим итогом! "Золотой" знак призёра ВДНХ в нашем городе был –
"не хухры-мухры!", большой редкостью. В городском музее я до сих
пор не откопал, были ли вообще ещё такие медалисты-школьники? Награждали за прибор, который делали
действительно мы. Но работа-то, была по рукодельству – пустяковая. Ведь мы
делали во Дворце Пионеров (и дома) и многое куда сложнее - летающие самолёты…
Каждый год в авиакружке Дворца Пионеров было по 20 таких кудесников.
Двое из них (Казекин и Борискин - не из нашей школы[14]) могли сами
аэродинамику пропеллера и модели самолёта рассчитать, вычислить прочность
модели на всех виражах, определить и укрепить её слабейшие места! К этому в
школьных науках совсем не подводили! Это уже почти готовые авиаконструкторы!
А тут – паяльник переделали! Подумаешь! У меня с дошкольного возраста уже были
Тематические Таблицы полезных предложений, сборник проектов, словарь новояза, сборник новаций в образовании, перечень личных рекордов, тысячи страниц
переписки с властями... И это никого не интересовало, даже в день первого и
случайного триумфа. Может, и ещё кто-то в классе, в школе -
имел похожие "отклонения от нормы". Учителя не настолько сближались
с нами, чтобы это узнать. Их работа оценивалась нашими оценками по их
"предмету". Им ведь "не пьёт, не курит, не хулиганит, учится
на хорошо" - достаточно. "Вундеркиндов" не искали, что с ними
делать - не знали. Хотя наша "классный руководитель" Пекер Нелли
Наумовна достаточно въедливо изучала каждого из нас даже ещё лет 20 после
школы... Этому шедевру я тоже пока не знаю аналога в городе. Ну, не было в
школьной программе работы с Таблицами полезных
предложений школьников, с перечнями их личных рекордов
и прочей ерундой! Я участвовал в нескольких областных олимпиадах по физике,
математике, ещё в каких-то, но без побед... А туда отбирались лучшие. В
истории города и школы даже списков участников не оставалось. И наши
аттестаты об этом тоже молчали. Мы даже не видели истории школ и их
учеников. Ходили слухи, что школа № 1 и № 4 - лучшие, но чем - мы не знали,
таблиц сравнения и соревнований не было. А наших достижений они не имели и не
повторили! И мы не повторяли их достижений. Квиты? Безумная глупость "среднего"
образования! Вернусь к медали и паяльнику. Но им
(паяльником этим) сделан первый в городе и области – лабораторный
электро-класс. Да, - в музей бы его. Но за медаль ли? Он ведь создал новый класс, новый
тип преподавания и… новых учеников, невиданных и доселе, и после… Я долго сокрушался этой награде.
Непривычно, радостно, но как-то уж маловат наш труд под такую награду… И
физика, самого главного в этих трудах, - обнесли[15]… Несправедливо[16]! А вот кабинет делали мужским
большинством нашего класса, и отсутствие похвальных знаков коллективу и
кабинету начисто омрачало нашу радость, делала её стыдной… Собственно, азарт создания кабинета
тогда уже прошёл. Кабинет был оборудован, работал "штатно", мы уже
кончали школу. В других классах и кабинетах школы ничего похожего не
творилось[17]… И не
планировалась даже "передача опыта" и "развитие успеха"…
Инструкции ГорОНО ведь не менялись… |
|||||
Отметив достижение его нашими медалями,
добились ухода из школы нашего физика. А наш супер-класс варварски
демонтировали полностью и сделали в нём обычный класс английского языка...
Появляясь в школе студентом, потом инженером и даже пенсионером, я не мог
сказать "это моя школа", она уже была мне враждебной. Я видел
отсутствие этого нашего азарта, слышал жалобы учителей на "иное
поколение". А, может, просто в школе не было
второго Николая Козлова, Николая Второго? Его ведь выпихнули в нашу школу из
филиала менделевского института (МХТИ) за непохожесть, нестандартность, за
попытки внедрять "что не положено". Впрочем, видимо, и от того, что не было
похожих на нас, ушёл из школы и физик Козлов. Он начал знакомство с нами с
заявления, что ему с нами не интересно, и поджёг в нас интерес и к нему, и к
физике, и к самостоятельному новаторству. А вот в следующих это зажечь не
удалось. "Сырые дровишки"... Ждать, когда повезёт появлением
нужных? Он пробовал создать общегородские
центры технической подготовки школьников. Он их создал и возглавлял. Но
их тоже разгромили. Потому, что такого не было в министерских программах. Но
при встрече со мной он неохотно говорил о том своём победном периоде, который
немало, видимо, кознями начальников способствовал будущим его болезням и
инвалидности… Эти центры были аналогом
экспериментального учебного цеха на РМЗ (ремонтно-механическом заводе)
Новомосковского химкомбината, где посчастливилось мне (и моим друзьям
Авдохину и Абрамину) пройти обучение на токарей. Этот удачный
цех-эксперимент тоже "закрыли". В городе явно работала
банда диверсантов разрушения образования и управления. Тайной оставалось появление всех
"материальных ценностей" для нашего чудо-класса. Кто-то из
участников волшебства ещё работал и мог пострадать от открытия тайны. Хотя я мог
повременить с публикацией. но молчание надёжней. И учитель унёс тайну с
собой. Тайной были и многие чудеса (Козлова) в рождении общегородского
центра технической подготовки школьников. Наверное, там рылись инспекции,
чтобы наказать создателя чудес, а не помочь ему… И спустя 30 лет
Козлов не хотел этого вспоминать. Центр разрушили, как и чудо-класс
Козлова в школе № 9. В городе, как и раньше, не стало профессиональной
подготовки школьников нужным промышленным профессиям. В истории города надо делать много
подробных описаний разрушений полезного и уникального. И создать
методики недопущения их во власть и в жизнь. Ибо отбрасывали они народ и
страну назад, калечили на десятилетия поколения, лишая нас энтузиастов. А при воспоминании о создании
автоматизированного кабинета (в последнюю нашу встречу), глаза Николая
Фёдоровича загорелись: -
А славная была афёра, да? Да… Могли ведь
всё запретить. "Не положено" было такое… Могли б даже и
"посадить"[18]… Законы
позволяли! Послушание любой тупости ценилось выше новаций разума! Ведь кто их
оценивал? Тот, кто их боялся. И не было бы моего поступления в МАТИ, не было бы рекорда точности высоты полёта нашего
Аэрофлота, не было бы приборов "Бурана" и много чего, многого из моего списка рекордов… Запомните имя моего учителя: Николай Фёдорович Козлов. Он
мог бы воспитать десятки Циолковских, Поповых, Кулибиных. Но ему не дали... Если в городах не делать Центры новаторства, новаторов в стране
не будет. "Среднее" обучение, воспитание "как все" -
губительно для нас, людей творческого мышления. Оно создаёт среду, где нас не
понимают, где нас боятся (и как конкурентов). где нам не комфортно, где мы не
можем выделиться и объединиться. А умным нужен свой социум. Только в
"своей среде" будут расти новые творческие люди, без окрика
"нельзя", "не положено"! 1967-2007-2012 на
главную \ Пульт учителя 1 (в ожидании сообщника \ Бугринов \ Пекер \ физика кувалды \ первый пульт учителя \ юбилеи…) \ Пульт учителя 2 (псевдопрофессии \ хотите сами? \ липа) \ Пульт учителя 3 \ Откуда такое имя?
(30 лет спустя \ помощь и социум \
рыба тухнет с головы \ После школы \ одиночество
в муравейнике) \ наследник
Менделеева \ Мягкость в ущерб ребристости (каламбур \ рёбра и жилы \ язык \ конструктор программиста-любителя) \ о радиопитании приборов
\ это нам не задавали \ размышления о создании мира
\\ копии для Резервной библиотеки \ |
|||||
"Уникум,
мечтавший о безработице" Страничка НОВОМОСКОВСК |
К
сборнику №4 "Вечные студенты" К
сборнику №5 "Электронная Россия" |
Книга 1. Дума о Думе Книга 3. Поэтический сборник Книга 4. Выборы и избранники |
К
сборнику №2 Маленкова С.К. "Государство и Мы" Книга 7. О демосе демократической
страны |
Статьи Маленкова С.К.
\ фотогалереи О нас \\ Новости
обновления \ |
Тематический
перечень идей Маленкова С.К. Доска объявлений нашего
сайта \ на www.fogrin.narod.ru |
ВСЕ
МАТЕРИАЛЫ НА ДАННОМ РЕСУРСЕ (и в копиях резервных библиотек дружеских сайтов)
ЗАЩИЩЕНЫ АВТОРСКИМ ПРАВОМ. Ссылка на сайт, страницу размещения,
на автора книги и идей, на публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке, при упоминании и копировании – обязательна. Коммерческое
переиздание или патентование идей без согласия автора или наследников – запрещается. Ждём отзывов
международных правозащитных организаций, юристов, политиков, партий,
руководителей стран и парламентов, депутатов, влиятельных и простых людей,
творческих лиц, издателей, редакторов, социальных служб и фондов, спонсоров. |
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций. Использование адресов
электронной и обычной почты для
рассылки рекламного или иного информационного мусора будет наказываться.
ã Гражданская инициатива Ò, е-журнал МО МОИП,
1998 – 2013
Обновление:
03-04-2013kn
[1] Гражданская инициатива родилась вместе со мной, впиталась с молоком матери, усилилась мудростью
окружавших простых людей. Это основа жизни личности, не желающей быть чьим-то рабом,
сотворчеству в обществе. Развитие этих инициатив описываются на этом регулярно пополняющемся
сайте.
[2] Мной создана система отношений, не позволяющая подменять волю народов волей вождей или
чиновников. В воле народов – время и пространство внедрения этой системы. Описанию этой системы
отношений посвящена часть публикаций сайта.
[3] Родившиеся после предательского сговора по разрушению СССР этого могут уже и не знать.
[4] Этому творчеству содействовали "кружки" в Домах (дворцах) Культуры, Домах (дворцах) Пионеров, в
школах и в "пионерских лагерях". После театрализованного переворота Горбачёва-Ельцина содействие
творчеству молодёжи сведено к нулю, подменено пропагандой пьянства, курения, наркомании,
моральной распущенности.
[5] От неё была только не очень красивая бумажка об участии. Было б снабжение материалами и
инструментом, я бы закидал выставку поделками. Но…
[6] Нам никому не известно было ни до того, ни потом, что выставлялось и что было признано лучшим на
выставке от целой области! Как же детки без этого стимула сравнения и соревнования творчеством-то
должны были заниматься? Разве что-то стихийно создать? Или старшие на что подтолкнут, как наш
учитель? Но это ведь не так надо было б организовать...
[7] За провод можно зацепиться, споткнуться, он – источник и опасности электроудара.
[8] Дырку запечатывали клеем. Но можно было и засмолить.
[9] При списании на предприятиях города устаревшее оборудование могло часто оказаться просто на свалке.
А привезти "мусор" в школу было ближе, чем на свалку. Надо только знать о списании (с одной стороны)
и о потребности в "мусоре" – с другой.
[10] Он не мог проводиться во всех школах города, т.к. такой кабинет был только в нашей школе № 9, но
сделан он был руками самих учеников!
[11] "Стандарт" придумал сам физик Козлов. Правильнее это назвать унифицированием размеров и
применения. Так мы познакомились с полезной функцией многопригодности, которую не преподавали
по школьной программе.
[12] Этого не было в других школах города и страны, т.к. не входило в программы и методики преподавания.
[13] Они издали документы с разрешением уничтожать архивы при неимении мест и условий хранения,
включая нехватку денег… это диверсия против основ исторической памяти народа и государства.
[14] Говорили, что они провалили экзамены в МАИ, работали потом тренерами на скутерах клуба на Иван-
озере, спились... судьба этих талантов властям города оказалась безразличной.
[15] Награждать руководителей детского творчества было не принято. А ведь без них много ли натворили
детки? И чего?
[16] Позже в 2000-2001-2002 годах я выводил на конкурсы учеников ПУ 22 в Москве, обеспечивал
оригинальность их работ, они получали призовые места и призы, а я - тоже (традиционно? нормально?)
не был отмечен. Хотя что бы они имели без меня?
[17] А кабинету истории и географии, например, не помешали бы установка проектора с киноэкраном и
автоматические шторы…
[18] Использование детского труда без согласия родителей и оформления трудовых соглашений… Нарушения
условий труда (вторая смена, в период необходимой подготовки к урокам следующего дня)…
Нарушение техники безопасности (работа кувалдами, да ещё стоя на столах и табуретах)… Работа без
смет и оплаты, но и вне перечня предусмотренного субботниками… Без согласования реконструкций с
ГорОНО и РайОНО, без согласования методик преподавания в изменённых классах… Нарушение
функций надзора директора и педсовета…